Отзывы

В мэтры из неформалов

Валерьян, Дальневосточное собрание, 1999 г.

Пути к признанию бывают разные. Можно, конечно, стремиться постоянно быть «в струе»: состоять, участвовать, соответствовать и т. п. А можно и просто делать свое дело «веря, что от этого всем хорошо». Театр эксцентрики «Фреска», детище Ларисы Нагорных и Дмитрия Гончарова, всегда был если не альтернативой, то уж точно чем-то параллельным официальному театру. И товарищи по цеху, скажем прямо, не всегда понимали Ларису, выпускницу «нормального» театрального факультета, в одночасье вдруг ставшую «неформалкой». Как оказалось, понятия «нормального» и «неформального» весьма относительны, ибо сегодня Лариса Ивановна — преподаватель актерского мастерства на том же театральном факультете, а «Фреска» давно принята на профессиональной сцене.

— Лариса, расскажи, как может нонконформист стать преподавателем официального вуза, не поступившись ни пядью собственного «я»?

— Ты удивишься, но первые уроки нешаблонного отношения к театру я получила в том самом «официальном» вузе, будучи студенткой светлой памяти Сергея Захаровича Гришко, которому помогал тогда еще совсем молодой Александр Иванович Запорожец. Александр Иванович полуподпольно давал нам опальную в те времена систему Михаила Чехова, а Сергей Захарович от природы был очень ярким эксцентриком, за что ему тогда сильно доставалось от всяких худсоветов, но все же он умудрялся реализовать свою эксцентричность в некоторых постановках, преимущественно в сказках. В 1981 году я окончила институт искусств и оказалась в Уссурийском драмтеатре. Поиграв там два года, поняла: больше так серо работать нельзя. Вернулась во Владивосток с целью создать свой театр, не похожий ни на какой другой. Так в 1984 году возникла «Фреска».

— Когда вы познакомились с Гончаровым?

— В 1988 году «Фреска» работала на базе молодежного центра Политехнического института. Там же Дима вел студию пантомимы. Однажды, посмотрев наш спектакль, он подошел ко мне и сказал: чем тянуть два плохих коллектива, давай лучше создадим один хороший. И я с ним согласилась. С приходом Гончарова многое изменилось в качестве работы — ведь он владеет уникальной техникой пантомимы, недаром наш ученик Дмитрий Рекачевский этим летом поступил — первый из России! — в школу Марселя Марсо в Париже. Вышла почти сказочная история: Дмитрий «ради хохмы» записал на видео свои номера и выслал кассету в Париж. Так они ему сами позвонили домой, более того — вдвое снизили плату за обучение, до того он им понравился!

 

— Но это было позднее, а до того «Фреска» сделала решительный шаг из любителей в профессионалы…

— Здесь тоже проявилось положительное влияние Дмитрия Гончарова. Он настаивал на том, что нам нужно как можно скорее отказаться от камерной студийности и начать активно выходить на широкую аудиторию — короче говоря, играть не для узкого круга эстетов, а для людей. Мы послушали его, и, как оказалось, не зря. В 90-х годах «Фреска» много выступала в самых разных местах — от школ до ночных клубов, мы не отказывались ни от одной возможности показаться, иногда у нас бывало по два-три концерта за один день! Разумеется, репетировали тоже много, по нескольку часов ежедневно, — ведь нас никто не дотировал, мы сами зарабатывали деньги себе на жизнь и на развитие материальной базы. Когда ты зарабатываешь, когда люди платят деньги за твою программу, ты уже не можешь позволить себе халтуры а-ля «художественная самодеятельность». Если где-нибудь провалишься, то будь уверен: ближайшие десять лет там выступать уже не будешь. В таких вот жестких условиях нарабатывалось мастерство «Фрески».

— В 1997 году ваш спектакль «Зеленые уши» идет в репертуаре Театра кукол…

— Дима Рекачевский написал отличную комедию в стиле дель-арте. Виктор Васильевич Бусаренко посмотрел нашу постановку. Мне нравится это качество худрука кукольного театра: он не пренебрегает «братьями меньшими» и живо интересуется всем новым, что появляется в театральных сферах в общем, нам не пришлось долго его упрашивать. Был заключен взаимовыгодный договор, и мы несколько месяцев работали на сцене кукольного.

— Это было весной, а осенью того же года и театр ТОФ предоставил вам свою сцену. А еще год спустя Лариса Ивановна Нагонных стала преподавателем института искусств…

— Видимо, нам во «Фреске» удалось разработать оригинальную и эффективную систему подготовки актера, которая привлекла внимание мастеров с театрального факультета. В 1994 году Александр Иванович Запорожец, в 1995 году — Анатолий Владимирович Бугреев приглашали меня вести тренажи на своих курсах. А в 1998 году набирал курс Андрей Бажин, он до того не раз говорил, что хотел бы со мной работать, и как только представилась возможность, сразу взял меня вторым педагогом. Еще одна «ирония судьбы»: мы с Андреем Юрьевичем вместе учились, а теперь вот вместе учим.


Дель арте по-Приморски

Виктор Бусаренко,
художественный руководитель Театра кукол, специально для «В». «Владивосток», среда, 7 мая 1997 года.

Любите ли веселые спектакли? Такие, где актеры щеголяют в ярких разноцветных костюмах, где звенит гитара и рокочет барабан, где плетется замысловатая интрига, а хитроумное зло спорит с простодушным добром, но все хорошо кончается. Если так, то я вам советую оторвать от телевизора своих детишек и поспешить в наш Театр кукол, на сцене которого театр эксцентрики «Фреска» вместе с театром Сергея Булгакова представляют комедию «Зеленые уши».

Это озорное романтическое действо о злоключениях славного принца Микеле (Александр Федосов), влюбленного в нежную Клариче (Лариса Нагорных, она же режиссер спектакля), придумал Дмитрий Рекачевский, с блеском играющий коварного злодея Джузеппе. Спектакль изобретательно решен в духе традиционной итальянской комедии масок дель арте: подчеркнутая пластика, яркий грим, возвышенная декламация соседствуют с незатейливой шуткой. Сергей Булгаков и Андрей Соловьев с энтузиазмом комментируют сюжет, помогают незадачливым героям и сопровождают действие живой музыкой и своими песнями. А зрители всех возрастов получают подлинное удовольствие от оригинального динамичного представления, которое дарят им талантливые люди, влюбленные в чудесное искусство театра.


Добрый смех «Фрески»

Валерий Денисов, Красное знамя, 17 февраля 1996 года

Вместе эта пятерка составляет экцентрический театр миниатюр «Фреска», который в нынешнем феврале отмечает свою творческую дюжину. Существует он 12 лет, и им руководит выпускница института искусств Лариса Нагорных. У других артистов тоже есть специальное образование, так что «Фреску» можно считать театром профессионалов.

Признаюсь, я почти не знал о существовании подобного коллектива во Владивостоке, только краем уха что-то слышал, и когда случайно попал на его представление в Доме офицеров флота, то был приятно удивлен. На меня, как и на других зрителей, обрушился каскад остроумных миниатюр, наполненных музыкой, танцами, пантомимой, акробатикой.

«Фреска» — театр синтетический, где актеры и говорят, и поют, и танцуют. Кстати, подобного репертуара не увидишь больше нигде; все миниатюры спонтанно рождаются в самом коллективе, поскольку тут каждый сам себе не только актер, но и драматург, хореограф, музыкальный оформитель, портной и т. д. И есть в программе представления такие «изюминки»: «Рассеянный», «Попугай», «Фотограф», «Загадочная натура».

Вот уж не знаю, уместны ли тут мои советы, но воздержаться от них не могу. Пока что представление «Фрески» напоминает легкий юморной «капустник», а не пора ли обратиться к социальной сатире? Уверен, что театру она подвластна.

Кредо маленького театра — дарить людям добрый смех. Какой там смех, когда зрители «угорают» от хохота! Артистическая фантазия посылает в зал не просто хорошее настроение, но состояние веселого праздника.

Таков он, театр «Фреска» — крохотный, талантливый и, добавлю, очень мобильный. Ему бы состыковаться с филармонией или управлением культуры, устроить гастроли по краю, но пока что артисты готовы по первому зову и за весьма невысокую плату дать выступление в школе, воинской части, трудовом коллективе, Доме отдыха, на любой сценической площадке и даже без нее. Битву со зрителем за его добрый смех «Фреска» всегда выиграет.

 

© 2006—2017 Л. И. Нагорных. Создание сайта — LeOniksa.


Рейтинг@Mail.ru